Translate

вторник, 29 марта 2016 г.

Об Амазонке и о том, почему, если нет леса, то нет и дождя.

Вдохновляющее и интереснейшее выступление Антонио Донато на TED об удивительных Амазонии и Амазонке.
О том, почему, если нет леса, то нет и дождя. Но есть океанские тайфуны. И ещё немного о синей бабочке Морфо, по принципу которой сделаны телевизоры Hitachi и оптоволокно, и которая вовсе не синяя, хотя и выглядит синей.


Видео на канале TED здесь.
https://www.ted.com/talks/antonio_donato_nobre_the_magic_of_the_amazon_a_river_that_flows_invisibly_all_around_us

Под катом другой, любительский, перевод. Сделаный совместными любительскими усилиями на Дуолинго.


Так что вы, ребята, думаете?
Для тех, кто видел памятное выступление сэра Кена в программе TED Talk, я типичный пример того, что он описал как "тело в качестве транспорта для головы" - профессор университета.
Вы можете подумать что это не справедливо, что теперь моя очередь говорить, после этих двух первых выступлений на тему науки.
Может это нарушает ритм, но после учёного, ставшего философом, я должен говорить о естественных науках.
Это может быть очень сухой темой.
Тем не менее, для меня это большая честь.
Никогда, на протяжении всей моей карьеры, а это была длинная карьера, у меня не было возможности начать речь с таким вдохновением, как сейчас.
Обычно разговоры о науке похожи на вспахивание сухой земли.
Однако, я имею удовольствие быть приглашенным сюда, чтобы поговорить о воде.
Cлова "вода" и "сухой" не синонимы, правда?
И это ещё заметней, если говорить о водах Амазонки, великолепной колыбели жизни.
Новая жизнь.
Она вдохновляет меня.
Вот почему я здесь, хотя все это не более, чем моя точка зрения.
Я пытаюсь или буду пытаться передать это вдохновение.
Я надеюсь, что эта история вдохновит вас и вы распространите её по миру.
Мы знаем, что тут есть о чём спорить.
Амазония - это "легкие мира", потому что это огромной силы жизненно важный газовый обмен между лесом и атмосферой.
Мы так же слышали , что это сокровищница биоразнообразия.
В то время как многие верят этому, мало кто с ним знаком.
Если вы пойдете туда, на это болото, вы будете поражены тем, что вы едва ли сможете увидеть животных.
Индейцы говорят: " В этом лесу больше глаз, чем листьев".
Это правда, и как-нибудь я об этом расскажу.
Но сегодня я собираюсь использовать другой подход, вдохновленный двумя сегодняшними инициативами: гармоникой и философией
Я попробую использовать подход, который немного материалистичен, но этот подход - это так же попытки показать, что в природе есть необычайная философия и гармония.
В моей презентации не будет музыки, но я надеюсь что вы все услышите музыку реальности, которую я собираюсь вам показать.
Я собираюсь поговорить о физиологии - не о лёгких, а о других аналогиях с физиологией человека, особенно о сердце.
Для начала давайте представим воду как кровь.
Циркуляция в нашем теле распределяет свежую кровь, которая кормит, питает и поддерживает нас, заставляет кровь обновляться.
В Амазонии вещи происходят аналогичным образом.
Мы начнём с разговора об энергии всех этих процессов.
Здесь изображено движение дождей.
То, что вы видите здесь, это годы, проходящие за секунды.
Дожди, идущие по всему миру.
Что вы видите?
Область экватора в целом, и Амазония в частности, чрезвычайно важны для мирового климата.
Это мощный двигатель.
Здесь происходит неистовое испарение.
Если мы посмотрим на другое изображение, показывающее потоки водяных паров, вы видите: сухой воздух – черного цвета, влажный воздух – серого и облака –белого.
То что вы видите здесь - это необыкновенное возрождение в Амазонке.
Какое явление, если это не пустыня, какое явление заставляет воду подниматься с земли в атмосферу с такой силой, что это можно наблюдать из космоса?
Что это за явление?
Это может быть гейзер.
Гейзер – это подземные воды, нагретые магмой, рвущиеся в атмосферу и перемещающие эту воду в атмосферу.
В Амазонии нет гейзеров, если я не ошибаюсь.
Я не знаю ни одного.
Но здесь есть кое-что, играющее ту же самую роль, и даже с гораздо большей элегантностью: деревья, наши старые добрые друзья, которые, как и гейзеры, могут перемещать огромное количество воды из земли в атмосферу.
В лесах Амазонии 600 миллиардов деревьев, 600 миллиардов гейзеров
Которые делают это чрезвычайно изощренно.
Им не нужен жар магмы.
Они используют солнечный свет для этого процесса.
Так, в обычный солнечный день в Амазонии, одно большое дерево переводит 1000 литров воды в испарения посредством транспирации - 1000 литров.
Если мы возьмем всю Амазонию, у которой очень большая площадь, соберем всю ту воду, что высвобождается испарением, как пот этих лесов, мы получим невероятное число: 20 миллиардов тонн воды.
За один день.
Знаете ли вы как это много?
Амазонка, самая большая река на Земле, одна пятая часть всей пресной воды, впадающей в океан со всех континентов, сбрасывает 17 миллиардов тонн воды в день в Атлантический океан.
Эта "река пара", которая поднимается из леса в атмосферу больше, чем река Амазонка.
Подброшу вам такую идею.
Если бы мы могли взять гигантский чайник, такой, что включается в розетку, электрический, и налить в него 20 миллиардов тонн воды, сколько электроэнергии нам понадобилось бы чтобы выпарить эту воду?
Есть идеи?
Очень большой чайник.
Гигантский чайник, да?
50 тысяч Итайпу.
А Итайпу всё ещё крупнейшая ГЭС в мире.
И Бразилия очень гордится этим, потому что эта ГЭС обеспечивает более 30 процентов электроэнергии, потребляемой Бразилией.
И здесь же Амазонка, делающая это бесплатно.
Это живой и чрезвычайно мощный завод, обслуживающий окружающую среду.
В связи с этой темой мы будем говорить о том, что я называю парадоксом удачи, который очень любопытен.
Если вы посмотрите на карту мира - это легко увидеть здесь - вы видете леса в экваториальной зоне, а пустыни расположены на линии 30 градусов северной широты и 30 градусов южной широты.
Посмотрите, в южном полушарии это Атакама; Намибия и Калахари в Африке; австралийская пустыня.
В северном полушарии: Сахара, Сонора и т.д.
Здесь есть одно любопытное исключение. Это четырехугольник : от Куябы до Буэнос-Айреса и от Сан-Паулу до Анд.
Предположительно этот четырехугольник должен был быть пустыней.
Он находится на линии пустынь.
Почему это не так?
Это как раз то, что я называю "парадоксом удачи".
Чем отличается Южная Америка?
Если использовать аналогию - что кровь циркулирует в наших телах как вода циркулирует в природе, то мы видим, что реки это вены, они отводят воду с участка местности, они отводят воду из тканей природы.
А где же артерии?
Есть предположения?
Что доставляет воду , которая орошает ткани природы и снова возвращается через реки?
Это новый тип рек, которые берут начало в голубом океане, которые текут сквозь зеленый океан, не только текут, их накачивает зеленый океан, и потом они падают на землю.
Вся наша экономика - этот четырехугольник. 70% ВВП Южной Америки поступает из этого региона.
Она зависит от этой реки
Эта река невидимо течет над нами.
Мы плывем здесь, в этом плавучем отеле, по одной из самых больших рек на Земле, Риу-Негру.
Это звучит немного сухо и грубо, но мы плывем здесь, и эта невидимая река бежит здесь над нами.
У этой реки есть пульс.
Вот она, пульсирует.
Вот почему мы говорим о сердце.
Вы можете видеть здесь разные сезоны.
Есть сезон дождей.
Раньше в Амазонии было два сезона: влажный сезон и еще более влажный.
Теперь у нас есть сухой сезон.
Вы можете видеть эту реку, охватывающую этот регион, который иначе был бы пустыней.
И не стал.
Мы ученые - вы заметили, что я все еще нахожусь между двумя точками зрения, склоняясь то к одной, то к другой.
Научное исследование, как это работает, почему и так далее... эти исследования приводят к серии открытий, которые абсолютно невероятны, и увеличивают наше осознание богатства, сложности и необычайности того, что мы имеем , что подобно симфонии.
Одно из них: Как формируются дожди?
Над Амазонкой небо такое же чистое, как над океаном.
Над голубым океаном чистое небо и формируется мало облаков, здесь почти не бывает дождей.
Над зеленым океаном небо такое же чистое, однако формируется много дождей.
Что происходит здесь и в чем различие?
Лес источает запахи, эти запахи становятся ядрами конденсации, которые и формируют капли в атмосфере.
Затем формируются облака и здесь идет проливной дождь.
Дождевая машина Эдемского сада.
Эта взаимосвязь в Амазонке между живыми вещами, такими как лес и не живыми, такими как атмосфера - гениальна, потому что лес обеспечивает воду и семена, а атмосфера формирует дожди и возвращает воду обратно, обеспечивая выживание леса.
Есть и другие положительные факторы.
Мы немного поговорили о сердце, а теперь давайте поговорим о другой функци: о печени!
Когда воздух влажный, и высокая влажность и солнечное излучение сочетаются с этими органическими компонентами, которые я назвал экзогенный витамин С, насыщенный витамин С в форме газа, растения выделяют антиоксиданты, которые реагируют с загрязнителями.
Вы можете быть уверены что вдыхаете чистейший воздух на Земле, здесь на Амазонке, потому что растения очень хорошо заботятся об этом.
Эта очень полезная работа растений, это ещё один гениальный цикл.
Говоря о фракталах и их связи с подходом, который мы используем, мы можем сделать и другие сравнения.
Как и в верхних дыхательных путях наших легких, воздух в Амазонии очищается от избытков пыли.
Воздух, которым мы дышим, очищается от содержащейся в нем пыли нашими дыхательными путями.
Избыток пыли влияет на количество осадков.
Когда в Амазонии пожары, дым останавливает дождь, дождь прекращается, лес высыхает и его охватывает огонь.
Это еще одна фрактальная аналогия.
Как вены и артерии, дождевая вода возращается назад.
Она возвращается в атмосферу.
Как эндокринные железы и гормоны, это те газы, о которых я говорил вам до этого, которые образуются и вбрасываются в атмосферу, как гормоны, и помогают формировать дождь.
Как печень и почки, как я уже сказал, очищают воздух.
И наконец, как сердце: перекачивают воду извне, из моря, в лес.
Мы называем это биотический водяной насос, новая теория, которая очень просто это объясняет.
Если на континенте поблизости с морем есть пустыня, то испарение больше над морем и оно втягивает воздух над пустыней.
Пустыня в ловушке в этих условиях.
Она всегда будет сухой.
Если у вас противоположная ситуация, лес, то испарение, как мы показали, гораздо больше, из-за деревьев, и соотношение менется на противоположное.
Этот воздух втягивается с моря на континент и приносит влажность.
Это изображение со спутника было сделано месяц назад - вот там Манаус внизу, вот мы там внизу - и видно этот процесс
Это не обычная маленькая река, которая впадает в канал.
Это мощная река, которая орошает Южную Америку, между прочим.
Это изображение показывает пути всех ураганов, которые были записаны.
Вы можете видеть, что в красном прямоугольнике вряд ли были какие-либо ураганы.
Не было инцидентов.
Этот насос, который втягивает влажность на континент, так же разгоняет воздух над морем, что предотвращает формирование ураганов.
Чтобы закончить эту часть и резюмировать, я бы хотел поговорить кое о чем немного другом.
У меня есть несколько коллег, которые работают над развитием этих теорий.
Они думают, и я тоже, что мы можем сохранить планету Земля.
Я говорю не только об Амазонии.
Амазония дает нам урок как работает нетронутая природа.
Мы не понимали эти процессы раньше потому что остальной мир испорчен.
Мы должны понять это хотя бы здесь.
Коллеги полагают, что да, мы можем сохранить и другие ареалы, включая пустыни.
Если мы сможем восстановить леса в тех других районах, мы сможем обратить изменение климата, включая глобальное потепление.
У меня есть многоуважаемая коллега в Индии, её звоут Супрабха Сешан (SuprabhaSuprabha (female name) Seshan), и у нее есть девиз.
Ее девиз: "Садоводство поддерживает биосферу", "Reajardinando a biosfera" - на португальском.
Она делает замечательную работу по восстанавлению экосистем.
Мы должны делать это.
Заканчивая это короткое введение, мы видим реальность, которая есть, это засуха, это изменение климата - это то, о чем мы уже знаем.
Я хотел бы рассказать вам короткую историю.
Однажды, примерно четыре года назад, я посетил выступление Дави Копенава (DaviДави Kopenawa,), мудрого представителя народа Яномами, и он начал его примерно так: "Разве белый человек не знает, что если он разрушает лес, там больше не будет дождя? И что если не будет дождя, там нечего будет пить или есть?"
Я услышал это, и мои глаза наполнились слезами и я вышел: "Ох, боже! Я изучал это 20 лет, с супер компьютером, множеством, тысячами ученых, и мы только начали приходить к этому выводу, который он уже знал!"
Главное , что на Яномами никогда не вырубали леса.
Как они узнали, что дожди прекратятся ?
Это привязалось ко мне и я был озадачен.
Откуда он это узнал?
Несколько месяцев спустя я встретил его на другом мероприятии и спросил: "Дави как ты узнал, что если уничтожить леса , то больше не будет дождей?"
Он ответил: "Дух леса сказал нам".
Для меня это было изменение правил игры, радикальное изменение.
Я сказал: "Боже! Почему я, занимаясь всей этой наукой, пришел к выводу, который он уже знал?"
Внезапно я понял нечто очень важное , что мы доверяем тому, что видим.
С глаз долой - из сердца вон.
Эту необходимость отметил предудущий докладчик: Мы должны видеть вещи - Я имею в виду, мы западное общество которое становится глобальным, цивилизованным - мы должны видеть.
Если мы не видели, мы не получаем информацию.
Мы живем в неведении.
Итак, я предлагаю следующее - конечно астрономам не понравится идея - но пусть они направят телескоп "Хаббл" вниз.
И пусть смотрят сюда, вниз, вместо дальних уголков Вселенной.
Вселенная прекрасна, но у нас есть практическая реальность, в которой мы живем как в неизведанном космосе, и мы в неведении относительно нее.
Мы попираем этот замечательный космос, который приютил нас и стал нашим домом.
Поговорите с любым астрофизиком.
Земля статистически невозможна.
Стабильность и комфорт, которым мы наслаждаемся, несмотря на засухи на Риу-Негру и всю жару, и холод, и тайфуны и так далее , нет ничего похожего во Вселенной , о чем бы нам было известно.
Значит, давайте повернем Хаббл в нашу сторону и давайте посмотрим на Землю
Давайте начнём с Амазонки!
Давайте погружаться, давайте исследовать этот мир, в котором мы живем каждый день, и посмотрите внимательно, наука это то, что нам нужно.
Дэни Копенава она не нужна.
У него уже есть то, чего мне недостает.
У меня было "телевизионное" образование.
Я думаю мне не хватает этого опыта предков, способности оценивать то, о чем не знаешь, что не можешь увидеть.
Он не Фома неверующий.
С почитанием и благоговением он верит в то, что предки и духи учат его.
Мы не можем сделать этого, так что давайте посмотрим на лес.
Даже с высоты телескопа Хаббла - это вид с высоты птичьего полета, верно?
Даже когда мы смотрим так, все равно мы видим что-то неизведанное.
Испанцы называли это зеленым адом.
Если вы уйдете туда в буш и потеряетесь, то скажем, если вы пойдете на запад, то это 900 километров до Колумбии или 1000 куда-нибудь ещё.
Итак, вы можете вообразить, почему они называют это зеленым адом.
Но пойдемте и посмотрим, что там внутри.
Это живой ковер.
Каждый цвет, который вы видите, соответствует одному виду деревьев.
На каждом дереве, на каждой вершине дерева, живет до 10 000 видов насекомых, примерно около миллиона видов грибов, бактерий и т.д.
Все они невидимые.
Все это для нас подобно неисследованному космосу с галактиками в биллионы световых лет от Земли, из ежедневных новостей с Хаббла.
На этом я заканчиваю свой рассказ - у меня осталось несколько секунд, чтобы показать вам этот замечательный мир.
Когда мы видим бабочку морфо в лесу, мы чувствуем, как будто кто-то оставил открытой дверь на небеса, и это создание сбежало оттуда - настолько она прекрасна
Однако, я не могу закончить, не показав вам технической стороны.
Мы техно-снобы.
Мы не признаем технологии природы.
Рука робота является технологической, моя рука - биологической и мы не думаем об этом ничего больше.
Давайте посмотрим на бабочку морфо, этот пример незаметной, технологической компетентности жизни, которая находится в самом сердце нашей возможности выжить на этой планете, и давайте внимательно посмотрим на нее.
Снова Хаббл здесь.
Давайте рассмотрим крылья бабочки.
Ученые старались объяснить: почему они синие?
Давайте увеличим их.
Вы видите, что эта архитектура невидимого превосходит работы лучших архитекторов мира.
Всё это крошечного размера.
Кроме красоты и функционального строения, есть другие свойства.
В природе, всё, что организовано в необычную структуру, имеет и функцию.
Вот функция бабочки морфо - этот цвет не синий; там нет синего пигмента.
На поверхности её крыльев фотонные кристаллы, которые, по мнению изучавших их ученых, чрезвычайно сложные кристаллы.
Наша технология в настоящее время не имеет ничего подобного этому.
Хитачи сейчас создала монитор, который использует эту технологию, и она используется в оптоволокне для передачи данных - Дженни Бениус (JanineДжанинРОД: FEMININE Benyus), который был здесь недавно, говорит об этом, о биомиметике.
Мое время вышло.
И я завершу это тем, что в основе этой способности, этой компетентности биоразнообразия, производящей все эти замечательные услуги: живая клетка.
Это структура размером в несколько микрон, но удивительная внутри.
Есть выступления TED об этом.
Я не буду больше говорить, но каждый человек в этой комнате, включая меня самого, имеет 100 триллионов этих микромашин в наших телах, и мы можем наслаждаться жизнью.
Представляете, что находится там, в лесах Амазонии: 100 триллионов.
Это больше, чем звезд на небе.
Неизведанных нами.
Большое спасибо.

(аплодисменты)   

Комментариев нет:

Отправить комментарий